Из локальной в федеральную за 4 года: опыт топливной компании
![](/assets/images/article-1/01.jpg)
![Сахапов Булат Рушанович](/assets/images/article-1/speaker.png)
Топливная компания БАРС занимается оптовой продажей бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов. Сейчас наши клиенты — это крупные промышленные предприятия по всей России. Но так было не всегда.
Мы вышли на рынок нефтепродуктов в 2020 году. Сразу столкнулись с тем, что эта сфера сложная и непредсказуемая. Она сильно зависит от цен на сырье, финансовых вложений и конкуренции. На нее влияют экономическая ситуация в стране и мире, а также масса других внешних и внутренних факторов. Временами рынок бывает очень турбулентным, и топливо дешевле приобрести в розницу на АЗС, чем оптом привезти его собственным бензовозом напрямую от завода-изготовителя. Поэтому новым игрокам здесь тяжело пробиться — в этом мы убедились на собственном опыте.
Нашим первым бизнес-челленджем стала задача сформировать стабильный пул заказчиков. Когда мы только начали заниматься оптовой продажей топлива, мы любыми путями старались расширить объем поставок и закрепить за собой репутацию надежного поставщика. Вместе с партнерами мы садились на личные авто и объезжали города, искали клиентов, глубоко погружались в их боли, изучали спрос и интересы.
Мы стучались во все большие и маленькие предприятия, но многие не хотели сотрудничать, потому что о БАРСе никто не знал. В первый год было много отказов: почти 99% попыток наладить сотрудничество были безуспешными.
Но был еще 1%, где все получалось, — и мы воспринимали это как окно возможностей. Мы зарабатывали доверие каждого единичного клиента своим упорным трудом, порядочностью, честностью, безоговорочным исполнением обязательств и в результате получали лояльных и довольных клиентов.
Иногда мы доставляли топливо себе в убыток. В оптовой торговле нефтепродуктами, как и в других сферах, это случается. Иногда важнее не получить прибыль, но сохранить клиента.
На старте наш автопарк включал два старых бензовоза, которые регулярно ломались где-то на отрезке от завода до клиента. Периодически мы самостоятельно выезжали на трассу и чинили машины даже ночами, чтобы избежать простоев и доставить груз клиенту вовремя. К сторонним транспортным компаниям не обращались: не каждому перевозчику можно доверить сохранность груза и своевременную поставку топлива.
В 2021 году после очередной поломки мы столкнулись с острой необходимостью обновления транспортного парка. Число клиентов выросло, а имеющаяся техника — наш основной актив — уже физически и морально устарела и не справлялась с нагрузкой. Требовалась своя автобаза, но средств на такую крупную инвестицию было недостаточно. Мы стали искать деньги.
К этому моменту у нас был опыт работы с кредитными продуктами. Одним из направлений нашей деятельности является нефтетрейдинг, в котором периодически нужны большие объемы денежных средств. В периоды скачков цен на рынке нефтепродуктов мы пользуемся овердрафтом и возобновляемыми кредитными линиями (ВКЛ), чтобы обеспечить свои хранилища для заправки техники и поддержать бесперебойное снабжение собственных заправок в разных районах Удмуртской республики. На АЗС очень важно сохранять запас топлива, чтобы в периоды дефицита конечный пользователь стабильно получал продукт. ВКЛ и овердрафты помогают преодолевать эти непростые периоды.
Знакомые предприниматели рассказали нам о лизинге. Раньше мы не сталкивались с таким форматом. Оказалось, это удобно. Можно не платить за технику всю сумму сразу, и процентная ставка остается неизменной на протяжении всего договора лизинга. Это делает затраты более предсказуемыми.
Мы изучили несколько компаний и остановились на Альфа-Лизинге. Нас привлекли выгодные финансовые условия и возможность снизить налог на прибыль, потому что выплаты учитываются в статье расходов. Выгодные предложения на технику и индивидуальный подход сыграли ключевую роль в нашем решении. Так как мы перевозим опасные, легковоспламеняющиеся грузы, нам требовалась дополнительная установка специального оборудования. В Альфа-Лизинге пошли навстречу и согласовали необходимые доработки техники. Такую клиентоориентированность мы тоже оценили.
![](/assets/images/article-1/02.jpg)
Мы закупили несколько седельных тягачей, полуприцепов-цистерн и легковых автомобилей. Выбрали надежного отечественного автопроизводителя — КАМАЗ. Для машин этой марки легко найти все что нужно: запчасти, сервисы, обслуживание.
С 2021 года наш автопарк значительно вырос: теперь он насчитывает порядка 15 единиц собственной техники и около 30 единиц наемных автотранспортных средств.
Закупка собственной техники расширяет границы поставок. Теперь мы доставляем топливо в удаленные города и населенные пункты, куда не доезжала старая техника. У новых машин большая грузоподъемность — можно перевозить больше нефтепродуктов за один рейс. Кроме того, новый транспорт соответствует строгим экологическим нормам и стандартам безопасности. Это помогает снизить нагрузку на бюджет, избежать штрафов и ограничений, которые связаны с использованием старых автомобилей. А еще дорогостоящая техника положительно влияет на рыночную капитализацию компании.
Обновленный автопарк помог повысить конкурентоспособность на рынке. За четыре года упорного труда маленькая региональная компания превратилась в большую, устойчивую и известную в масштабе страны структуру.
В 2024 году обороты нашего бизнеса выросли с 340 млн до 3 млрд рублей и продолжают расти каждый месяц на 40%. Этому способствуют и технические возможности, и отношение к делу: мы поддерживаем качество поставляемой продукции, строго соблюдаем сроки поставки и безоговорочно исполняем взятые на себя обязательства вне зависимости от внешних факторов и обстоятельств.
Сейчас мы в активной фазе роста и в ближайшее время планируем вывести на рынок новые технологии для работы с нефтепродуктами. Объемы заказов растут, и с каждым новым клиентом нам требуется больше машин, поэтому мы и дальше будем расширять наш автопарк.
Хочу дать совет всем, кто хочет расти в бизнесе. Путь нашей компании был нелегким, но, несмотря на все трудности, мы смогли занять свое место в этой нише. Мы доказывали и продолжаем доказывать каждый день нашим клиентам, что на нас можно положиться. Качество продукции, высокий профессионализм в работе и отношение к клиентам — вот главные составляющие, которые помогут добиться успеха в любом бизнесе. Главное — не сдаваться и продолжать работать.