Как оптимизировать бизнес-процессы при резком росте заказов
![](/assets/images/article-3/01.jpg)
![Калько Рустам Анатольевич](/assets/images/article-3/speaker.png)
ООО «ПТА» — эксклюзивный дистрибьютор торговых автоматов и кофемашин Saeco в России и Казахстане. Наша компания открылась в 1998 году. За время нашего существования мы пережили два финансовых кризиса, из‑за которых меняли стратегию развития. Третий кризис не заставил себя долго ждать, и мы вновь встретили препятствия на пути. Расскажу, как справились в этот раз.
В 2022 году многие компании в нашем сегменте столкнулись с ограничениями при ввозе оборудования из‑за рубежа. Мы этой проблемы сумели избежать, поскольку ещё до кризиса перестроили бизнес на закупку и ввоз продукции из Китая. За счёт этого обеспечили себе конкурентное преимущество в момент трансформации рынка: неустойчивые компании выбывали из игры, а мы укреплялись в нише и забирали себе их клиентов. Соответственно, поток заказов резко увеличился, как и объёмы продаж. Казалось бы, о чём ещё можно мечтать. Но, как бы мы ни мечтали, к такому готовы не были.
Наших погрузчиков и грузовых машин оказалось недостаточно: на складе начался хаос, доставка сильно затягивалась. За этим неизбежно последовали жалобы от клиентов, которых мы всячески успокаивали. Но вскоре случилась ситуация, из‑за которой мы окончательно решили поменять процессы внутри компании.
Один из наших крупных постоянных клиентов в очередной раз закупил у нас оборудование, но ждать ему пришлось дольше обещанного срока: наши машины были перегружены и не могли вовремя забрать товар со склада. Мы торопились, как могли, и в итоге привезли ему товар не той комплектации, которую он заказывал. Клиент разочаровался и вскоре ушёл от нас, а следом за ним ещё два других клиента. Позволить себе этого мы не могли: даже с учётом того, что конкурентов осталось немного, они всё же были и уводили заказчиков, предлагая более привлекательные сроки доставки. Поэтому нужно было срочно наладить логистику от российских складов до клиентов: закупить больше автомобилей для доставки товаров и технику на склад, пока конкуренты нас не обогнали.
Раньше мы просто купили бы всю технику за свои деньги, но в этот раз пересмотрели стратегию. В новых условиях мы решили крупно вложиться в закупку, чтобы на складе всегда было оборудование нужной комплектации и клиентам не приходилось ждать, пока мы завезём его из‑за границы. Выводить средства из оборота мы не хотели: перспектива кассового разрыва совсем не радовала. Вариант с кредитом тоже не подошёл: этапы согласования долгие, а процент по кредиту слишком высокий.
В какой‑то момент я подумал, что попал в тупик. Но предпринимателю важно всегда двигаться вперёд, а не тратить время на переживания, особенно в кризисное время. Я сразу начал искать другие пути решения. Поиски увенчались успехом — узнал о лизинге.
Выбрал этот вариант по нескольким причинам. Во‑первых, не надо сразу вкладывать крупную сумму. Во‑вторых, технику в итоге можно выкупить. В‑третьих, платежи по договору учитываются как расходы, что снижает налогооблагаемую прибыль. В‑четвёртых, лизингодатели предоставляют эксклюзивные скидки от импортёров, за счёт чего можно сэкономить на оформлении авто в лизинг.
Вскоре стал отправлять запросы в лизинговые компании. Выбор пал на Альфа‑Лизинг: сначала обратил внимание на бренд, к которому испытывал доверие, затем изучил все детали и убедился в надёжности.
Менеджер предложил нам несколько вариантов расчёта, и в итоге заключили договор на срок, при котором ежемесячный платёж меня устраивал. Это было важно, потому что с ростом числа клиентов нам нужно было закупать больше товара и расширять штат сотрудников, которым, соответственно, каждый месяц нужно платить зарплату.
![](/assets/images/article-3/02.jpg)
А дальше всё происходило очень быстро: специалисты Альфа‑Лизинга согласовали условия с дилером, и через две недели грузовики и техника для склада были у нас.
Лизинг позволил нам сохранить оборотные средства и масштабировать бизнес в кризис. В итоге мы справились и остались конкурентоспособными. Сейчас у нас семь грузовиков и два погрузчика, а оборот с 2022 года вырос на 30%.
Мы по‑прежнему ощущаем на себе влияние внешней экономической ситуации. Логистика сложная, цены растут, производство деталей дорожает. Но теперь мы подготовлены и знаем, как с этим справляться. Ведь когда процессы оптимизированы, легче держать фокус на стратегических задачах.
По своему опыту я могу дать предпринимателям совет: не бойтесь применять новые для себя стратегии. Поставьте перед собой чёткие цели и рассмотрите те финансовые инструменты, которые помогут их достичь. В моём случае таким инструментом стал лизинг.
Читайте также:
с 340 млн до 3 млрд р.